пятница, 22 января 2010 г.

Сначала "Кто", а потом "Что". Да или нет?

          
Как Вы все уже успели прочувствовать или заметить, наша компания находится на начальном этапе глубоких преобразований, в первую очередь преобразований внутренних, может быть даже внутриличностных. Внешне это выглядит как появление большого числа новых сотрудников, «великое переселение офисных народов», но загляните под «обложку» и вы увидите изменения, которые происходят внутри: формируется чёткая оргструктура, культура общения с руководителем, задан вектор развития управленческого персонала на тренингах, идёт вовлечение сотрудников в новые для них зоны, делегируются права и обязанности, на днях будет запущено «в народ» ознакомление с новой учётной системой. Всё это говорит о том, что голова компании, коей является офис, вошла в эпоху изменений. Не пропустите мимо себя это время! Проявляйте инициативу, вовлекайтесь, обучайтесь и развивайтесь во имя достижений цели компании и своих собственных целей!
           Готовясь ко второму тренингу по теме «Управление – Руководство» читаю замечательную книгу Д. Коллинза «От хорошего к великому» и прихожу в восторг от убеждений этого автора. Одно из них таково: «Сначала кто, а потом что». Основная идея в том, что в первую очередь нужно убедиться, что нужные люди на борту (а ненужные за бортом), а потом уже решать, куда плыть. Автор заявляет, что те компании добились замечательных результатов (и смогли сохранить эти замечательные результаты на протяжении 15-20 лет), в которых руководители смогли собрать «правильных» людей и вовлечь их в правильные процессы. «Работая у нас, вы не можете делать вид, что работаете. Либо вы знаете свою работу, либо нет, но если вы её не знаете, вы вылетите» - цитирую я высказывание одного из тех руководителей, чьи компании добились удивительных результатов. На первый взгляд, это звучит жестоко. Но если люди не могут отправиться с компанией в долгосрочное плавание в качестве члена экипажа, зачем их возить с собой, как пассажиров? Ведь чем позже они покинут наш корабль, тем позже они найдут «свой» корабль, тот, на котором они смогут преуспеть. Позволить людям пребывать в «непрофессионалах» несколько месяцев или лет, отнимая их драгоценное время, которое они могли бы потратить на свою карьеру где-то ещё, когда всё равно знаешь, что они не соответствуют предъявляемым требованиям, вот это было бы жестоко. Решить же эту проблему сразу и дать людям шанс сделать что-то ещё в этой жизни – это строго, но не жестоко.
       Вы можете мне возразить – где взять этих самых новых сотрудников: талантливых, молодых, целеустремлённых, трудолюбивых, стремящихся стать «лучшими»? Мол, текучка – это не лучшее явление. Или, что возится с обучением новичков сейчас не время. И тому подобное. Я вам отвечу – возится с обучением будет всегда «не время», если это не стало частью твоей ежедневной деятельности. Не забывайте, мы – розничная сеть №1 на ЮБК и должны сделать всё, чтобы ей оставаться всегда. А как мы достигнем этого с «непрофессионалами» на борту? Если человек не желает, не может развиваться – стоит ли его заставлять это делать?
           Часто мы сталкиваемся со следующей ситуацией. У нас неподходящий человек в команде и мы знаем это. И всё же мы ждём, откладываем, ищем другие пути решения вопроса, даём ему второй и третий шанс, надеемся, что ситуация измениться, тратим наше время на то, чтобы руководить этим сотрудником. Он «съедает» наше время, то самое время, которого нам с вами так не хватает. Он его не просто «съедает», он его «крадёт» у других, более способных сотрудников, развитием которых следовало бы заниматься…
        На самом деле, если быть честным с самим собой, причина, по которой мы тянем с увольнением – наш внутренний дискомфорт. Я сам ужасно не люблю (точнее не любил) увольнять. «Работает он слабо, но найти ему замену, обучить – это такая головная боль, так что пусть себе работает – и без него проблем хватает» - это мои слова самому себе. Для других увольнение – это стресс, сам процесс очень уж неприятен, неудобно как-то. Вот и работает наш «непрофессионал» дальше. Время идёт, мы не решаемся, мучаемся до тех пор, пока сотрудник сам не уйдёт (к нашему облегчению) или мы не примем окончательное решение уволить его (опять же, к нашему облегчению). Позволять людям, чьи способности не соответствуют требованиям, оставаться в компании – нечестно по отношению к способным и талантливым сотрудникам, поскольку они неизбежно будут чувствовать, что им приходится «тянуть лямку» за своих коллег. А если «непрофессионалы» ещё при этом и курят! Да, да, курят. Это не просто вредная привычка, это слабость. Разве люди, не способные побороть эту слабость готовы преодолевать настоящие трудности? Курение – это расточительство времени, которое себе могут позволить «непрофессионалы», и не позволяют себе остальные сотрудники. Конечно, это сильно демотивирует хороших работников и они могут начать уходить. Можем ли мы себе это позволить? Нет, и в этом я твёрдо убеждён. И ещё я убеждён в том, что где-то рядом много талантливых, целеустремлённых, способных и трудолюбивых людей. Чьи личные интересы развиваться совпадают со стремлением нашей компании развиваться.
             И именно поэтому с завтрашнего дня на двери моего кабинета появиться лист бумаги, на котором будет напечатано: «Ищем способных трудолюбивых людей!»
              Кто согласен со мной, присоединяйтесь!
Всех прочитавших прошу проголосовать. Во-первых, сейчас вся страна голосует, во-вторых, предполагаю, что мой пост вызовет оживлённую дискуссию. Может быть даже жаркую дискуссию. И это было бы хорошо, ведь в споре рождается истина. Прошу высказывать активнее своё мнение, это очень важно. И ещё. После тренинга я некоторых из Вас дезориентировал, заявив, что принимаются только критические замечания по тренингу. Это не так. Мне не хотелось слышать простое, банальное «одобрямс», лесть в мой адрес. А всё остальное не только не возбраняется, но приветствуется. Я прошу Вас активнее высказываться о Ваших ощущениях после тренинга, какие мысли или действия у Вас вызвал тренинг (и делать это в комментариях к предыдущему посту).

10 комментариев:

  1. Полностью согласна с позицией жесткого отбора персонала и не считаю что это жестоко.
    "Оценивая мирские дела,благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а вся меряет справедливо!"

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте Андрей!
    Меня порадовало Ваше профессиональное стремление к переменам.Но скажите, есть ли у Вас надежные профессиналы-психологи, способные качественно оценить достоинства работника или разобраться в чем причина неуспешности выполняемых им заданий?
    Или Вы просто ориентируетесь на чувство комфорта и привычной легкости?Ведь есть люди-индикаторы или катализаторы, которые действуют очищающе на компанию как спорт на организм - это может быть трудно, больно, страшно....но это правильно. Иногда кажется, что они тормозят работы, но на самом деле в них срабатывает элементарный механизм безопасности.Плохо, что как правило таким людям трудно добиваться защиты своего мнения "ходя по головам" , потому что их природный инстинкт созидать.Массовая чистка увольнениями - это очень скользкий вопрос.Встав на этот путь слишком поспешно, не оргументировав свои действия фундаментально и без достаточно разъяснительной работой для работников, компания рискует поддаться на искушение "легкости решения" вопросов и может спровоцировать потерю нормального чувства безопасности для работников, что просто необходимо для нормально работы: спокойной , обдуманной,уверенной, точной.Встав на этот путь раз, потом будет очень трудно свернуть, и это может быть переоценкой возможностей, которая может потом вернуться бумерангом в самый неподходящий момент.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Проделан значительный путь и порт отправления уже далеко позади, чтобы удержаться- экипаж подбирался в портах захода, кто не вливался в команду- сходил самостоятельно или списывался в ближайшем порту,приходилось прибегать и к помощи шлюпок. В начале пути, наверное, невозможно было безошибочно набрать выверенный экипаж и воспользоваться советом Д.Коллинза. Теперь экипаж на борту и под парусами флотилия форматов. Курс верный. Полный вперед!

    ОтветитьУдалить
  4. Андрей! Полностью согласна с Вашей позицией по всем пунктам. В нашей преуспевающей компании каждый руководитель, работающий на конечный результат, не может позволить себе роскошь тянуть груз инфантильных пассажиров. Я даю себе и потенциальному претенденту на рабочее место непродолжительное время на обучение и раскрытие своих внутренних возможностей, ставлю ему конкретные задачи и предъявляемые мной требования к членам коллектива. В результате,либо сам человек понимает, что не сможет этому соответствовать, либо я без сожаления принимаю решение о его профнепригодности.Трудоспособный,профессиональный костяк коллектива сформирован и, если дополнять его достойными сотрудниками, нам будет по плечу решение любых реальных задач.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте!!
    Хочу поблагодарить за первую часть тренинга! Спасибо! вызвало непередаваемую бурю эмоций. Что касается определения целей и задач, это вроде элементарно, но когда делаешь это по «кругу» то получается намного эффективней! когда четко выражаешь свою цель, намного проще ее достичь!
    Что касается «чистки» коллектива, то это довольно жестко! но вполне справедливо!
    В принципе «костяк» фирмы уже давно сформирован, и «на борт» можно и нужно брать только тех людей, которые будут работать плодотворно и качественно, помогать компании развиваться, которые видят смысл в своей работе, а не просто отсиживаются некоторое время, пока найдут более подходящее для себя место! И как раз этот «костяк» и поможет определить кто «пассажир», а кто «член экипажа»! Поэтому желаю удачи в этом нелегком отборе!

    ОтветитьУдалить
  6. К большому сожалению людей равнодушных очень много. Довольно часто приходится бывать в таких ситуациях ,когда исход дела зависит от меня и еще от другого лица, а другое лицо мне говорит - а оно мне надо, а что я с этого имею. Руки опускаются от того, что работник забывает где он находится и что общаемся мы с ним не от - того что мне так хочется, и не себе лично я прошу , а всего лишь исполняю свои функции. Этого не должно быть.
    И не надо забываться, хотя бы по той причине, что рядом есть люди успешные, способные, с творческим подходом и полны энтузиазма , которые пойдут не только на новые контакты, но и у которых будет чему поучиться .

    ОтветитьУдалить
  7. Соглашусь, что прием на работу неподходящего человека – одна из самых дорогостоящих ошибок. Поэтому важно на этапе оценки создать условия, где кандидат мог бы проявить свои реальные навыки, которые он будет демонстрировать на должности и особенно важно оценить потенциал человека, чтобы спрогнозировать будущую успешность его работы. Для этого необходимо кроме проведения собеседования провести тесты способностей, разобрать ситуации, которые могут сложиться в процессе выполнения обязанностей (ролевые игры). Сотрудников необходимо ознакомить с правилами компании, каждый руководитель имеет право предъявить требования (если они не противоречат КЗоТ) к своим подчиненным, и если человек не готов их выполнять, значит , он не станет ценным сотрудником. Ставка на тех, кто способен адаптироваться к непрерывным изменениям. И хочется сделать акцент на честности отношения руководителя с сотрудниками. Чтобы эффективность деятельности сотрудников была управляемой, необходимо давать должную оценку вкладу каждого в достижение результата, а в обратном случае указание на ошибки прямо и честно.

    ОтветитьУдалить
  8. Валентина, спасибо за комментарий. Со всем с вами согласен, особенно близко ваши высказывания "Ставка на тех, кто способен адаптироваться к непрерывным изменениям" и "акцент на честности отношения руководителя с сотрудниками". Не соглашусь, пожалуй, только с Вашим предложением проводить тесты при приёме на работу.
    В тестировании вообще много подводных камней: и подобрать адекватные методики нужно, и найти профессионала для оценки результатов. Возможно, при применении высококлассных тестов, соответствующих вакансии, можно повысить репутацию компании как работодателя, внимательно относящегося к сотрудникам.
    Вообще, стремление использовать тесты как способ объективно описать человека, максимально отстраниться от личных впечатлений, убрать пресловутый человеческий фактор, с одной стороны, похвально. С другой стороны, того же эффекта можно добиться и с помощью обычной беседы. Если по итогам беседы нельзя дать количественную оценку того или иного качества человека, то это не значит, что результат менее достоверен. Хотя за хорошим тестом всегда стоит огромная работа по его конструированию, апробации и т.д., результаты наблюдения и беседы, проведенных профессионалом, заслуживают не меньшего доверия. Кстати, тесты как раз привлекают тем, что, вроде бы, вся работа уже сделана, тест сконструирован, можно просто распечатать его и потом посчитать итог – роль проводящего очень часто недооценивается. А также в тестах слабое место - возможность соискателя указывать социальноожидаемые ответы, т.е. отвечать так, как хочет видеть работодатель.
    Поэтому лично я против тестов, во всяком случае на управленческие должности.

    ОтветитьУдалить
  9. К сожаленью не все люди могут раскрыться на собеседовании (конечно, это не относиться к претендентам на управленческую должность, которые в большинстве случаев опытные специалисты, умеющие преподнести себя в выгодном свете). Все мы разные, кого-то введет в ступор нестандартный вопрос, кто-то от волнения забудет элементарные вещи и здесь очень важно, чтобы человек, который занимается подбором кадров, не пропустил хорошего, скрупулезного исполнителя, готового честно выполнять свою работу и не стремиться «наверх», только потому, что ему комфортно в своей нише. У меня был личный опыт прохождения тестов, вопросы составлены так, что социальноожидаемые ответы выводят тебя на «чистую воду». Мне кажется, что работодатель взяв в одну руку резюме, во вторую результаты теста с легкостью проведет собеседование и сделает правильный выбор (и сэкономит время на типичных вопросах). Конечно, это немалый труд, составление тестов, пусть это будет в планах на будущее, если компания будет расширять свои горизонты, единая система в приеме на работу будет актуальной.
    P.S. со мной можно на ты.

    ОтветитьУдалить
  10. Валентина, спасибо за комментарий. На "ты" перейти не могу, по двум причинам:
    1. Вы - мой читатель, и даже более - собеседник, а я уважаю своих читателей на столько, что не могу к ним обращаться иначе, чем на "вы";
    2. Мне комфортней на "вы", особенно с незнакомыми людьми и я думаю переход на "ты" несколько покоробит меня.
    По поводу планов на будущее в приёме управленцев.
    Во-первых, с управленцами, работающими непосредственно в моём круге, собеседование однозначно буду проводить я.
    А вот для унификации, для единообразия в подходах при приёме на работу, я планирую внедрить подходы, которые доступно и практично изложены С. Ивановой в её труде "Мотивация на 100%". Это во-вторых.
    Рекомендую эту книгу к прочтению всем HR-специалистам, всем, кто принимает (отбирает) людей на работу. Я очень надеюсь на то, что у меня хватит сил довести до готовности мой тренинг, посвящённый в том числе и подбору персонала.

    ОтветитьУдалить