Для тех
читателей, а я думаю, что таковых будет большинство, кто ни разу не пользовался
автобусными экскурсиями по системе «Hop on - Hop off», я позволю себе
остановиться на её подробном описании. «Hop on - Hop off», что в моём
вольном переводе означает «Хоп - и я зашёл, Хоп - и я вышел», это система
автобусных экскурсий, которая, насколько мне стало известно, кроме Будапешта
существует ещё в многих столицах мира: Рим, Стамбул, Барселона, Париж… В
Будапеште мы столкнулись с этой экскурсионной чудо-системой впервые, и
произошло это достаточно случайно.
Во время отдыха в сени деревьев, что растут
перед Синагогой, мы заметили продавцов за разноцветными мобильными
столиками-тележками (по типу тех, в которых в СССР продавали на улицах
мороженое). Продавцы, а это были молодые люди, одетые в яркие футболки с
символикой, активно «окучивали» прохожих, идущих в сторону Синагоги (видимо, у
них на туристов взгляд намётан), предлагая какие-то свои услуги и вручая некие
рекламные флаера. Попытались они «окучить» и меня, но безуспешно: с моим
знанием английского я даже не напрягаюсь, чтобы понять, что именно мне
предлагают. Но позже, во время отдыха на скамейках, что стояли недалеко от этих
столиков, нас все же разобрал интерес по поводу того, что же они предлагают, и
мы отправили нашего «гонца» разузнать про всё. Гонцом стал наш старший сына
Слава, владеющий английским языком не только лучше всех нас (что не сложно), но
и на уровне свободного общения. «А вот заодно и проверим, как ты знаешь
английский» - так я всегда напутствую сына, толкая его на общение в различных
ситуациях. Вернувшись, Вячеслав доложил, что это продают автобусные экскурсии
по Будапешту. «Это то, что нам нужно!!!» - обрадовались мы. Теперь остановлюсь
подробнее на системе «Hop on - Hop off».
На мой
субъективный взгляд путешествие на этом экскурсионном автобусе – это лучший
способ увидеть Будапешт. Особенно если:
- вы в
первый раз в Будапеште
- у вас
относительно немного времени на осмотр Будапешта (1 или 2 дня)
- вы
путешествуете «дикарём», т.е. никто ничего вам не показывает и не рассказывает
- у вас
нет автомобиля
- на
календаре весна-лето-осень и стоит теплая или жаркая солнечная погода
Наша
семейная тургруппа подходила под все вышеперечисленные параметры.
Принцип системы «Hop on - Hop
off» таков:
1.
Вы покупаете билет, который даёт вам право
пользоваться экскурсионными автобусами этой компании в течение 48 часов (другой
вариант – 24 часа).
2.
Вы можете входить в автобус и выходить из автобуса
на любых остановках по маршруту. Автобусы останавливаются на пару минут на
остановках. Как правило, эти остановки сделаны рядом со знаковыми местами
Будапешта: Площадь Героев, Цитадель, Рыбацкий Бастион, Сечени, Цепной мост,
Парламент, Синагога, Зоопарк. В нашем случае остановка была «Астория».
3.
Остановки обозначены на карте исторического
Будапешта, которую вам выдают вместе с билетом.
4.
Автобус движется по расписанию, которое так же
указано на карте.
5.
Билеты продаются агентами как со столиков-лотков,
описанных мною выше, так и в режиме «свободного полёта». Как мы покупали свои
билеты, я опишу ниже, ибо это была та ещё история.
6.
Вместе с билетом вам вручают книжку – сборник
мини-флаеров, по предъявлению которых вы получаете либо что-то бесплатно, либо
скидку при посещении различных музеев и прочих мест Будапешта. Мы, например,
воспользовались бесплатными билетами на одну прогулку по Дунаю на кораблике.
7.
Автобусы бывают трёх типов. Первые два - это обычные
современные комфортабельные большие автобусы с кондиционерами (а это очень
важно, если день жаркий), которые в свою очередь делятся на одно- и
двухэтажные. Третий тип автобусов - это автобусы-кабриолеты, что очень
прикольно и удобно. Мы покатались и на обычных и на кабриолете.
8.
В сиденья вмонтирована система «аудиогид». Надеваете
наушники, выбираете язык на панели, и слушаете!!! В нашем путеводителе было
заявлено, что в автобусе аудиогид на 24 языка. Мне показалось, что их там
меньше, но русский, конечно, был.Так же я немного послушал на украинском, для
проверки его наличия. И он там есть :) А вот сигнал Wi-Fi был очень слаб. Так что воспользоваться выходом в Интернет мне не удалось :( Наушники регулируются по
размеру, громкость также регулируется.
9.
Девушка, которая сопровождает водителя, занимается
тем, что проверяет билеты у входящих, а во время движения автобуса жестами рук
элегантно указывает на те достопримечательности, о которых в это время
повествует аудиогид. Водителя от маршрута никто ничем не отвлекает.
10. На
переднем сиденье автобуса-кабриолета лежит стопка широкополых соломенных шляп
приличного качества и состояния. Туристы, желающие защититься от солнечного
удара, могут свободно пользоваться этими шляпами. Бесплатно.
Это в общих чертах о системе «Hop on
- Hop off». Теперь о конкуренции. По этой системе работают несколько «контор»,
которые конкурируют меж собой. И это отлично, что есть здоровая конкуренция.
Отличаются меж собой эти фирмы своими корпоративными цветами (цветом автобусов
и футболок продавцов). Кроме этого есть и другие отличия, например, «синяя»
фирма предлагает в т.ч. и однодневный (24 часа) тур. Автобусы у всех примерно
одинаковые, много кабриолетов на базе автобуса «Экарус», хорошо всем нам
знакомого по детству. Кроме «синей» были ещё «зелёная» и «красная» фирмы. Наша
фирма была «зелёная». Плюс у «зелёных» в том, что кроме собственно «зелёного»
(основного) маршрута на «зелёных» автобусах, она ещё предлагала (причем совершенно
бесплатно, без доплаты) и «розовый» (Pink Route) маршрут.
Соответственно, на «розовых» экарусах-кабриолетах.
Конкурирующая фирма. "Синие".
Конкурирующая фирма. "Красные".
А покупали билеты мы так.
Утром мы подошли к гостинице «Астория»
(это оживленная многолюдная развязка была ближе всех к нашему новому отелю, в
котором мы ночевали) где и собирались приобщиться к экскурсии. Нас уже ждали
работающие там «зазывалы» разных фирм, причём это были уже не молодые парни и
девушки европейского вида, как у Синагоги, а мужчины средних лет и на вид
(видимо, из-за их загара, полученного от постоянного пребывания под жарким
будапештским солнцем) они больше подходили на румын, молдаван или турков.
Первым нас подцепил на свой крючок «синий» зазывала. Заговорщицки сообщив нам
на неплохом русском, что наших взрослых детей он посчитает по тарифу «дети», а
младшего Пашу (ему 6 лет) не посчитает вовсе, он, немного закатив глаза, стал производить
в уме, видимо, сложные математические расчеты. Затем огласил нам общую цену
билетов – 72 евро. Теперь пришла очередь мне закатить глаза. Я вспомнил, что вчера
у Синагоги парень в «синей» футболке предлагал нам 24-часовой тур по 15 евро с
человека. Посчитав в уме, что 4 умноженное на 15 это меньше, чем 72 евро (и где,
спрашивается, обещанная скидка на старших детей?) я ответил вежливым отказом. Свидетелями
этих переговоров были терпеливо ожидающие в стороне конкуренты – «зелёный» и «красный».
Видимо, боязнь быть побитым профессиональная
этика не позволяла им влезать в наш диалог со своими предложениями (вот бы
такую этику привить так называемым «маклерам», работающим в районе Ялтинского
автовокзала). Но как только они увидели, что я отверг предложение «синего», они
как коршуны рванули ко мне. Расторопнее оказался «зелёный». На ходу
разворачивая «зелёный» буклет-карту он начал засыпать нас выгодами и преимуществами
«зелёной» конторы. Мужчина средних лет («в самом расцвете сил»), невысокого
роста, с тёмной от загара кожей, был похож то ли на румына, то ли на турка, а
может быть и на цыгана, но при этом он неплохо говорил по-русски. Узнав, что мы
из Украины, он радостно воскликнул: «Украина – не бандит!», и, со словами «Украина
– бедный», огласил нам цену: 60 евро за 4 билета (Паша бесплатно). И это за
48-часовой пакет (!!!) в который входит две прогулки на кораблике? Меня начали
терзать смутные сомненья: на самом рекламном буклете чётко и однозначно указана
цена пакета – 22 евро. «В чём подвох?» Я начал судорожно прокачивать мысленно
ситуацию. «Подозрительный тип, но в форме компании… Где он нас хочет развести…
Думай, Андрей, думай!». Но тут выяснилось, что он Танин родственник! «Сестра!»,
обратился он к ней и выдал очередные несколько предложений, которые должны были
окончательно развеять наши сомнения… Ну, думаю, раз «сестра», то нужно покупать
у «родственника» :) Он своим далеко не каллиграфическим почерком
выписал нам номерную квитанцию, вписав туда дату и время начала экскурсии и то,
что он с нас взял 60 евро. Вроде бы все нормально, официально. При этом он даже
провел нас к самому автобусу, который подъехал в это время на остановку,
помогая нам сесть в него. Тем не менее, я до последней секунды не выпускал
этого «родственника» из виду, наблюдая за ним боковым зрением. Садился в
автобус я последним, на тот случай, если нас все же «попросят» из-за липовых
билетов, что бы мне было удобнее бросится вдогонку за удирающим мошенником. Но
все прошло гладко.
Наши билеты спокойно приняла девушка-стюардесса автобуса,
выдав нам положенные 4 книжечки с флаерами.
Внимательно
рассматривая эту книжечку, я выяснил, что в наш экскурсионный пакет «зелёная»
контора включила не одну, а целых две (!!!) прогулки на кораблике, причём
кататься на кораблике мы можем в удобное нам время (расписание указано в буклете-карте),
а самое главное – в любой удобный нам день! То есть нас никто не заставляет автобусную
экскурсию совмещать в один день с прогулкой по Дунаю. Билеты на прогулочный
теплоход имеют срок годности аж до 31.03.2014 года! Кстати, у нас остались четыре
билета на кораблик (на вторую речную прогулку по Дунаю), которыми мы так и не
воспользовались! Так что готов подарить их тому читателю, который едет в
Будапешт в период их срока годности :)
Билет на первую прогулку по Дунаю.
Кроме бесплатных
входящих в стоимость экскурсии билетов на корабль, в буклете так же имелись
флаера на бесплатный входящий в стоимость экскурсии бокал пива, на бесплатный
входящую в стоимость экскурсии тарелку гуляша. Замечу, что пиво и гуляш
подаются в разных кафе (а не в одном, как нам объяснял «родственник»). Остальные
40 страниц буклета – это флаера с различными (от 10% до FREE) скидками: на вход в различные музеи, в купальни, в
рестораны, в ночные клубы, на прокат Сигвеев, на СПА-процедуры, на массаж и ещё
на множество другого - я всего и не понял (см. выше про мой английский).
Итак, давайте подытожим.
За 15 евро, хорошо, за 22 евро (не у всех же есть "родственники" в экскурсбюро), т.е. за 240 грн получаем два полных экскурсионных дня, два дня безлимитного автобусного передвижения по центру Будапешта (включая удалённые Цитадели и Рыбацкий бастион, куда пешком не очень-то сходишь), две прогулки по Дунаю на теплоходике, не считая различных бонусов (скидки, пиво, гуляш и прочее). А теперь попробуйте те же самые услуги получить, ну, скажем, в Большой Ялте (с морской прогулкой, скажем, к Ласточкиному гнезду). Прикинули? Что получается? То то и оно....
"Приветственное" пиво с большим удовольствием выпито жарким днём! За себя и за детей! |
Флаер на "приветственный" гуляш в кафе "Цитадель". Увы, этот гуляш так и остался не съеденным :) |
Мы воспользовались
флаерами и получили положенную нам скидку при посещении купален Геллерт
(Gellert). Скидка составила 500 форинтов каждому. Вы
только представьте себе сэкономленную сумму – 2000 форинтов :) . О походе в
купальне Геллерт будет отдельный пост.
Автобусная
экскурсия удалась на славу! Мы выходили из автобуса для осмотра объектов,
садились в него снова, ездили в закрытом автобусе, что бы отдохнуть его в
прохладе...
Детям и тем, кто очень устал, было комфортно поспать :)
Особенно под убаюкивающий размеренный рассказ аудиогида о достопримечательностях Будапешта.
Затем пересаживались в кабриолет, чтобы прокатиться с ветерком!
Экскурсанты, сидящие в правом ряду, воспользовались предлагаемыми соломенными шляпами. |
В общем,
день прошёл очень хорошо. А вечером мы прогулялись на кораблике, который
нарезал несколько кругов по Дунаю вдоль центральной части Будапешта.
Уставшие и
довольные мы вернулись в свой отель…
очень интересно и поучительно в части ценообразования! спасибо
ОтветитьУдалить