воскресенье, 14 февраля 2010 г.

Ловушка для обезьян

    Все, наверное, помнят оригинальный способ отлавливания обезьян. Делают это так. Берут кувшин с узким горлышком и наполняют его сладостями. Обезьяна, падкая до сладкого, запускает лапу в кувшин и набирает полную горсть лакомой еды. Но теперь она не может вытащить лапу сквозь узкое отверстие. Лишь разжав лапу, она сумеет высвободить её из кувшина. Но бросить сладости – нет уж. И проворно убежать с кувшином на лапе она не может. Вот и сидит такая обезьяна под пальмой, со сладостями, зажатыми в лапе, в поиске решения пока не приходят ловцы и не набрасывают на эту обезьяну сеть.
     Простой и красивый способ, работает, между прочим, и в наши дни. Вопреки теории Дарвина обезьяны не умнеют…
       Вот и со мной на днях произошла подобная история. Зашёл я в магазин «Соседи», тот, что в Массандре. Того-сего купить. Подхожу за растительным маслом к стеллажу. Выбор есть, изучаю, выбираю масло рафинированное «Чумак» 1л. Выставлено оно хорошо, широко, почти на всю полку. Беру я одну бутыль, тяну её на себя, да не тут-то было: бутылка упирается в бортики полки и не хочет с полки сниматься. Её бы наклонить вправо-влево, да нет же – выкладка замечательная и справа-слева такие же бутылки-близнецы стоят. Внутрь полки тоже не наклонить – заполнен и этот и соседние ряды. Тут опытная обезьяна взяла бы бутылку другой марки с другой полки или с крайнего ряда этой полки, но я упрямый – хочу, мол, «Чумак» и всё тут. Стою я с зажатой в руке бутылкой масла, жду, когда из-за угла охотники выбегут, сетью меня накроют. Неуютненько мне так стало, не по себе, но масло так и не отпустил…
       А вот ещё был случай. В «Магистрали» на Свердлова. Там приспичило мне чайком полакомиться. И нет, чтоб взять себе спокойненько чай «Липтон» или «Ахмад» и идти домой употреблять его по назначению, я потянулся за чаем «Хэйлис» и «Челтон». А стоит он на верхней полке, до которой не всякий и дотянется. Думаю, что продавец этот чай выставлял со стремянки. А я, как назло, с собой в этот день стремянку не взял, и  понадеявшись на свой рост, потянулся за этим «Хэйлисом», будь он не ладен. Для большей привлекательности продавец выставил на этой полке пачки чая одного сорта друг на друга. Вот я дотянулся до нижней, ближайшей ко мне пачке чая и потянул её. Чувствую пятой точкой, что сейчас вся пирамида из пачек посыпится сверху на меня. Тут бы мне в целях самосохранения оставить свою затею с «попить чайку Хэйлис», так нет же - упрямый я. Вот так и стою с зажатой в руке пачкой чая и жду, когда из «джунглей» магазина охотники выскочат. После этого не перестаю  думать, где же ещё у нас в магазинах ловушки для покупателей расставлены.
          Пришёл домой без «Хэйлиса» и решил написать этот пост. Вам наверняка известны другие подобные ловушки – рассказывайте. Давайте поможем друг другу не попасться в очередную ловушку для обезьян.










12 комментариев:

  1. спасибо за легкочитаемый и развлекательный пост :) вот это точно прочувствовать покупателя.Не знаю, как все таки Вы поступили с маслом?Но это еще мелочи, самое страшное, когда нет легкодоступного работника магазина, который и бутылочку достанет и пирамиду из чая разберет.И тебе не надо беспокоиться, и ловушки будут исчезать.Только один раз мне пришлось просить посетителя помочь (как раз по росту подошел) и то потому, что брал тот же продукт, так что я человека не обременила.А так всегда-только работник магазина.Ни одного случая не помню, чтобы от чего-то отказалась.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне , наконец -то, удалось побывать в рейде по магазинам.
    Впечатления ,в основном, положительные. Хотя одну локушку я нашла.
    Я приметила девушку, разглядывающую товар. Личико довольное, в предвкушении (мне это хорошо знакомо).
    Нормальная "покупательская радость". Я тихо порадовалась и отошла.
    Радовалась я рано... Через несколько минут я увидела ту же девушку идущую вместе с продавцом.
    От ее оптимизма не осталась и следа.Видимо, ей понадобился совет или помощь и ей пришлось обратиться к персоналу.
    Когда они прошли мимо меня, я на себе ощутила всю гамму эмоций. Покупательница чувствовала, что пришла к
    кому - то домой, да еще и с постели подняла.Она тихо, безропотно (!!!) перетерпела, пока ее обслужили.
    Вот, она локушка или подводный камень. Тебя расслаблает обстановка и разнообразие товара.
    Ты уже почти что чувствуешь себя человеком и тут бац!Что это : просто случайная ситуация или все-таки инстинкт убийства?
    Убийства множества стараний back-офисов, благожелательности других сотрудников и простой человеческой радости?
    Я не буду писать, в каком магазине я это видела, потому что это неважно. Такая ситуация могла произойти в любом из них.
    Факт в том, что эта ловушка существует. Только вот вопрос, можно ли этому научить?Выписать инструкцию, сколько раз улыбаться
    или стандартные "вопрос-ответ". Конечно, подкорректировать что-то получиться, но вот только искреннее уважение к чужим радостям и стремление
    из создавать-это нечто большее, это сам человек.

    ОтветитьУдалить
  3. Ещё одна ловушка - фирменный регал (открытый холодильник) Coca-Cola. Попробуйте вытащить бутылочку 0,5л с предпоследней полки. Я попробовал в магазине Соседи-Калинникова, у меня ничего не получилось. Нет, вытащить-то можно, особенно когда полка не полна на 100%, но именно "вытащить". Конечно, можно сослаться, что это проблема компании Coca-Cola, её холодильника, её требований. Но кого из наших покупателей, скажите, это интересует? Нужно эти "ляпы" устранять.

    ОтветитьУдалить
  4. И ещё.
    Я так понимаю, что всё, что пишется на этих страницах, читают и обсуждают всего пара человек. Анна, Николай, я...
    Если это так, то мне надо "завязывать" с этой затеей...
    Может быть я "зачастил" с темами для обсуждений?
    Нет времени?
    Напишите, что бы я понимал, что мне делать дальше с этим блогом...

    ОтветитьУдалить
  5. Андрей Николаевич,
    Пишут, конечно , не все. Но люди, в основном, в курсе событий. Просто они пока еще "нераскручены". Закрывать страница, я считаю, ни в коем случае нельзя.Будем считать это тренировкой по продвижению сайта внутри компании.
    Меня эта тема тоже волнует, кстати, именно ей я хотела заняться, когда Вы предлагали страничку сотруднику. Просто сейчас надо ОЧЕНЬ сфокусироваться на текущих новых задачах. А как только более или меннее все устаканиться, я к Вам обращусь с этой идеей.

    ОтветитьУдалить
  6. Андрей, закрывать страницу не нужно, мы все читаем новые посты, это очень интересно, только наша ошибка в том, что обсуждаем мы их не на странице, а в офисе, трудновато выразить свои мысли в одном-двух абзацах.
    Что касается "ловушек"на магазинах, то их примеров можно привести очень много, начиная с отсутствия ценника, неудобств при попытке достать товар (отдел быт.химии- очень узкие полки для шампуней, маленькие достать еще можно, а вот 750мл уже трудновато :-) ) и аж до момента расчета ( терминал не работает, а вот налички с собой покупатель невзял, и ,как на зло, в банкомате денег нет).
    Но когда лично я захожу в магазин за покупками стараюсь не обращать на эти мелочи внимания.

    ОтветитьУдалить
  7. Я тоже знаю пару таких ловушек в нашем магазине.Но для того чтобы от них избавится необходимо чемто пожертвовать.Например длятого чтобы "снять" бутылочку хлебного дара 1л надо приложить смикалку и усилия, но она же стоит по планограме и размер её не изменялся с того времени когда эта планограма составлялась, значить надо поднять полку, в результате к четвёртой полке надо будет уже тянутся,что тоже не удобно. В результате приходится чемто жервовать. Но это может всё исправить продавец который находится рядом(конечно это в идеале). Я предлагаю порводить для продавцов(мммм-м как бы это правильно назвать) централизованые семинары или курсы по повышению квалификации, чтобы можно было и обучать (по одному стандарту,мы же сеть!) и прививать патриотизм и лояльность к покупателю. мне стыдно было от того что я узнал что такое РОТАЦИЯ от продавца с меньшим стажем.

    ОтветитьУдалить
  8. Да действительно таких ловушек можно найти в любом магазине предостаточно, но не могу не согласится с Николаем. А ведь действительно приходится зачастую выбирать,вернусь к примеру того же подсолнечного масла.По центру не легко достать мешает бортик,но так как полка торцевая легко брать крайнюю бутылку.Но вы правы покупатель имеет право выбора и практически бортики можно убрать.Но надо учесть что в нашем районе очень много покупателей мамочек, а как правило уследить за нашими маленькими покупателями очень тяжело и тянут они все что видят на своем пути,и бортики часто нас выручают.Это не оправдание,а к примеру сказано и с этим можно бороться.А вот как решать проблему с разменной монетой особенно в сезонный период когда покупатели уже наелись наших карамелек на сдачу вот это действительно ловушка и практически неисправима, или же цена поменялась на товар пока покупатель дошел до кассы.А все остальные ловушки которые не видим мы подскажите вы и мы рады будем исправить если это в наших силах.

    ОтветитьУдалить
  9. Наблюдала ловушку в одном из супермаркетов (не в нашем): у входа в магазин поставили огромную глубокую корзину с нон-фудом, но эта корзина была настолько огромной, что товар в ней смотрелся бедно и скудно, а покупателям приходилось буквально нырять за товаром. Не каждый будет себя уютно чувствовать в подобной ситуации...
    Прошла неделя, а товары там так и лежали как приклеенные. В итоге корзину убрали. И скорее всего, персонал расценил эту ситуацию, как неудачную зону продаж или идею, но никак не само оборудование или выкладку.
    Каждый раз, обдумывая, как расположить товар, необходимо задать себе вопрос, возникнет ли у покупателя желание приобрести этот товар.

    ОтветитьУдалить
  10. У нас в магазине пресловутых ловушек минимум 32 погонных метра + все брэндовые холодильники.Если создавать максимальные удобства для покупателей, нужно либо менять оборудование, либо кардинально пересматривать ассортимент. Но поскольку в нашем магазине план достаточно высокий, а выставочной площади мало, предлагаю более приемлимый вариант: очень внимательно относиться к покупателям в зале, предугадывать их желания и оказывать помощь в снятии товара с неудобных полок, тем более, что на этих полках расположен товар не массового спроса. Заменить холодильники поставщиков, я думаю, вообще нереальная задача.Остаётся то же предложение: сглаживать неудобства, испытываемые покупателем не по нашей вине, готовностью в любую минуту помочь ему.
    Двумя руками за поднятие проблемы размена. Недавно смотрела по ТВ передачу на эту тему, где было сказано, что в банках нет проблем с мелкими купюрами и монетами, их можно заказать в любой момент. Но проще, конечно, свалить решение этой проблемы на магазины: пусть, мол, отдуваются и выслушивают весь негатив от покупателей они.
    Я за общение на сайте, но оно не должно превращаться в "говорильню". Рациональные зёрна нужно внедрять в практику и совместными усилиями превращать нашу сеть в самую желанную и привлекательную для покупателей.
    Р.S. Хотела уже отправлять Вам письмо почтовым голубем,т.к. из "Крымэнерго" пришли отключать магазин за неуплату.Выяснилось, что бухгалтерия не оплатила некую реактивную мощность. Слава богу, Ломакин всё уладил.
    Это я к тому, что без усилий и добросовестного отношения к работе всех- всех звеньев цепи не создать нам никаких ценностей. Марина.

    ОтветитьУдалить
  11. По поводу "говорильни".Как Вы можете видеть , Марина, активность людей очень маленькая. Их мнения зачастую остается в "тени". На мой взгляд ,не так развит сайт, что бы его уже как-то ограничивать.Я лично счастлива каждому комментарию.

    ОтветитьУдалить
  12. Вспомнила еще об одной важной ловушке (кстати, книжка "Супермаркеты" помогла). Особенно в непрод отделах не очень хорошая выкладка товара по назначению (отраслевой и комплексный принципы). То есть товары одной товарной группы разбросаны по магазину или рядом находяться товары абсолютно несочетаемые. Если я пришла за стиральным порошком , то кинусь в ту сторону, где вижу мыло, а не электрические лампочки или посуду.Поэтому при просмотре магазина я быстро потеряла логические связи, и теперь только помню яркие, размытые пятна. Вот, туалетную бумагу я точно найду, потому что долго смотрела на нее в недоумении (ни одного товара этой группы рядом) и раскладка мыла через плечо , метрах в трех.

    ОтветитьУдалить