воскресенье, 28 июля 2013 г.

Балканская сага. Эпизод второй: "Будапештская Синагога".



В мой первый репортаж не вошло наше исследование Синагоги. Поскольку наш отель находился всего в 200 метрах от неё, первым, что мы решили внимательно осмотреть, была Синагога. Эта Синагога – самая большая в Европе и вторая в мире. Здесь же находится и Еврейский музей. 






Музей мы посещать не стали, а Синагогу внимательно рассмотрели снаружи, обошли её кругом, а заодно пришлось пройти весь еврейский квартал. Еврейский квартал Будапешта — район с богатой историей: в Синагоге во времена Второй мировой войны располагалось еврейское гетто. Временами, глядя на облезлые, обшарпанные старые стены зданий векового возраста (сто лет без капремонта) мне даже на минуту показалось, что здесь еще витает дух прежних поколений еврейского народа. Сегодня в Будапеште живёт одна из самых больших религиозных общин Европы - около 100 тысяч человек и сейчас мы с вами пройдемся по улицам еврейского Будапешта:


 





 
Одно из зданий закрыто - видимо, идёт реставрация фасада. И рядом озеленение. Заслуживает уважения...
В это погожее солнечное утро (с погодой, нужно сказать, нам повезло на протяжении всей поездки) мы долго рассматривали золочёное творение венского архитектора Людвига Фёрстера (автора Синагоги), щёлкали фотоаппаратами, снимая свою семью в различных комбинациях и ракурсах.
 Во дворе синагоги есть памятник, к которому обязательно подходит каждый турист, даже если он не еврейского происхождения. Это памятник-боль, памятник – напоминание о Катастрофе Холокоста (или Холокауста, как принято писать и произносить в Сербии, Македонии, Черногории, да и в Европе вообще. Но от фонетических нюансов, увы, слово не становится менее зловещим). Наверное, во всех домовых книгах европейских евреев есть вырванные Катастрофой страницы, в которых, кроме тех, кто сгорел в печах лагерей, умер от голода в гетто или был расстрелян в ямах и рвах, должны были бы быть записаны и их никогда не рождённые дети. Я ни в коем случае не хочу противопоставлять или ставить выше трагедию еврейского народа против трагедий украинцев, белорусов, русских, пострадавших от коричневой чумы XX века, и замученных в мирное время коммунистическим террором. Просто глядя в этот день на памятник и на людей, тихо бормочущих что-то на иврите, мне показалось, что евреи чувствуют некую свою общенациональную боль, которую они носят в себе и не собираются (или не могут) разделить её с другим миром.
Металлическая плакучая ива – Дерево Жизни, на листьях которого выгравированы имена  уничтоженных евреев.


Мы стоим у металлической плакучей ивы скульптора Имре Варга. На каждом её  посеребрённом листочке начертано имя погибшего в Катастрофе будапештского еврея.
Дерево Жизни - вид сзади.
Мои мысли с информации о будапештском гетто улетают на Родину, я вспоминаю о миллионах невинных жертв советских людей, как о тех, кто был замучен в фашистских концлагерях смерти и заживо сожжен в белорусских и украинских деревнях, так и о тех, кто  канул в сталинских лагерях, был заморен голодом. Как хорошо было бы и им, этим миллионам, ставить и ставить такие же красивые, а главное - проникновенные памятники для напоминания о человеческих трагедиях и в назидание будущим поколениям…
Дерево Жизни - вид сбоку.
Рядом стоит стела с десятком имен людей, принявших участие в спасении людей и памятник Раулю Валенбергу, шведскому дипломату, спасшего несколько тысяч евреев. А вот судьба самого Валленберга оказалась трагичной. Он был обвинён КГБ в шпионаже, арестован и отправлен в Москву, после чего бесследно исчез в сталинских тюрьмах. В Будапеште Валленбергу поставлено два памятника и его именем названа одна из улиц города.
Есть еще один печальный памятник Холокосту, это мемориал на самом берегу Дуная. Перед входом Советских войск в город, тысячи евреев были согнаны на берег Дуная и утоплены в нем.
На берегу стоят в беспорядке мужская, женская и детская обувь. Кажется, что вот только она была на людях, а людей уже и нет… 
Вот такой невесёлый получился пост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий