среда, 21 сентября 2011 г.

Как оплачивать сверхурочную работу бухгалтера?


          Этот свой пост я хочу посвятить разбору такой тонкости в оплате труда, как оплата сверхурочной работы сотрудников отдела учёта. И вот почему. С очень давних пор я, к своему счастью, не имею никакого отношения к начислению заработной платы. В том числе, к начислению заработной платы сотрудникам отдела учёта нашей компании. И все мои громы и молнии, которые я «мечу» в адрес некоторых из них никаким образом не сказываются на заработной плате критикуемых. И наверное, это правильно. Так и должно быть – я не являюсь непосредственным руководителем этих сотрудников и, соответственно, не в моей компетенции поощрять их и/или наказывать. Но вот что меня очень беспокоит, так это отсутствие соответствия в тенденциях: у валовой выручки нашей компании тенденция к стагнации, а у затрат на оплату труда офисного персонала тенденция к росту. И рост общего фонда заработной платы выражается не столько в повышении заработной платы отдельных сотрудников (что очень хорошо), сколько в увеличении количества этих самых сотрудников. То есть что получается: наша Компания продаёт меньше, а сотрудников, обслуживающих в офисе эти продажи, становится больше. Где логика? А нет никакой логики. Просто мы в нашем уважаемом офисе уже давно живем при социализме: работников мы нанимаем не по принципу «сколько мы можем себе позволить», а по принципу «возьмем столько, сколько нужно». А нужно становится все больше и больше… Не из-за того, что работы стало больше, а из-за того, что в малом составе мы эту работу качественно сделать не можем… А если хочется именно качественно – нужно нанимать дополнительных сотрудников. Вместо того, чтобы поднять производительность труда существующих. Как поднять производительность труда? Есть два варианта – совершенствовать технику (компьютеры, программы) или совершенствовать навыки сотрудника. Первое – для нас оказалось сложно, второе – не нужно. А зачем? Зачем что-то там совершенствовать, если можно взять и нанять ещё одного человека? Социализм времен эпохи застоя. А мы как раз вошли в эту эпоху: летом 2011 мы продали в деньгах столько же, сколько летом 2010… Т.е. продали в деньгах столько же, но в килограммах, в штуках, в литрах продали меньше… Это называется «застой».
Но что меня возмущает больше всего? Да то, что наши «социалистические» методы оплаты труда зашкаливают все разумные границы. Вот вам пример.
        Представьте себе ситуацию: пришёл водитель утром на работу и два часа провозился под своей машиной, что-то там чинил и поправлял. Затем он сел за руль и начал вывозить товар по своему маршруту. Опять же, вывозил не спеша, размеренно, не пытаясь нагнать упущенное время. В результате конец рабочего дня (в 16-00 часов) застал этого водителя где-то на середине маршрута. И тут у него есть два варианта. Первый – вернуться с недовывезенным грузом к 17-00 на базу, что бы ровно в 17-00 отряхнув руки с чистой совестью поехать на маршрутке домой. Или второй вариант: позвонить своему руководителю и предупредить, что он все же выполнит до конца свой маршрут, но т.к. работать ему придётся во внеурочное время, за это ему полагается дополнительная оплата (часа эдак за два, за три). Ведь у нас же социализм: работаешь после номинального окончания  рабочего дня – получай свои «сверхурочные».
«Абсурд» - скажут те, кто имеет представление о порядке начисления зарплаты водителей.
«Да, абсурд» - скажу я. Но только если приводить в пример водителя. А если приводить в пример бухгалтера (точнее, сотрудника отдела учёта), то это уже вовсе никакой не абсурд, а практика. И практика не одного месяца… Здесь я и свою вину признаю, что не обратил на это внимание раньше.
        Господа сотрудники отдела учета!!! Уважаемые руководители!!! Ну как можно брать (давать) деньги за то, что работа не была выполнена в срок! Следуя этой логике, сотруднику отдела учета очень выгодно отпроситься на полдня у своего руководителя, решить свои личные проблемы, затем выйти на полдня в субботу для того, чтобы нагнать свою же работу, и затем благополучно получить доплату за работу в субботу и/или после 17-00! Вдумайтесь в это!!!
        
       Короче говоря, я не собираюсь доказывать теорему по данному вопросу и устраивать дискуссию. С сентября никаких доплат за внеурочную работу работникам отдела учета (как, впрочем, и другим сотрудникам офиса) производится не будет. За дополнительно отработанное время будем платить только на объектах торговли!
  • Сотрудники офиса, не успевающие выполнять свою работу вовремя должны будут оставаться после работы или выходить в субботу для того, что бы получить свой должностной оклад, который им положен за их объём работы, выполненный качественно и в срок.
  • В случае нахождения ошибок (нарушения сроков) работу такого сотрудника следует признать не качественной (выполненной не в срок) и оплата труда в этом случае должна производиться в сумме меньшей, чем предусмотрено в должностном окладе. «Неуспевающих» сотрудников отдела учета буду лично мониторить на предмет внеурочной работы (в т.ч. в субботу). «Не успевает только тот, кто не очень хочет успеть».
  • Кроме того, количество работников офиса должно быть приведено к тому объему выручки, которую наша компания имеет сегодня. Другими словами, фонд оплаты труда будет уменьшаться и руководителям отделов предлагаю задуматься об оптимизации численного состава.
  • Предлагаю рассмотреть вопрос о переносе графика движения автобуса, который вывозит сотрудников офиса и сместить его отправление с 17-00 на 17-30, или даже на 18-00
  • Количество персонала офиса расти не будет, оно может только уменьшаться.

           Я ни в коей мере не хочу нарушить комфорт и благоприятную атмосферу, царящую в коллективе офиса, атмосферу доброжелательности, которая мне и Вам очень дорога. Я этим постом хочу посылать сигнал. Сигнал о том, что нужно увеличивать производительность труда, делать больше за то же время. И мой сигнал, очень надеюсь, будет Вами услышан.

1 комментарий:

  1. >>Сотрудники офиса, не успевающие выполнять свою работу вовремя должны будут оставаться после работы или выходить в субботу для того.
    Ни по одному трудовому законодательству не должны. Проблема решается нормированием (это отдельная задача), грамотной регламентацией бизнес-процессов и грамотной настройкой ПО. Дело не в компетенции сотрудников, а в 90% случаев -- плохо налаженными бизнес-процессами и отсутствием должного контроля со стороны линейного руководителя. Очевидно, что имеются проблемы с главбухом -- он видит свою роль только в своевременном и правильном начислении налогов и подачи отчетности. Т.е. фактически работает на государство, находясб на вашем содержании.
    С водителями ситуация более сложная. Нужна четкая система учета времени в пробеге и контроля за путевыми листами. В некоторых случаях достаточно обычного контроля, в некоторых -- с использованием технических средств. Возможно, проже вообще транспорт отдать на аутсорс (для принятия такого решения должен управленческий учет быть налажен).

    ОтветитьУдалить