Путевые заметки о семейном путешествии в Черногорию

Дорога в Черногорию, как в прочем и большинство других наших дорог в дальние и ближние страны, началась на железнодорожном вокзале в Симферополе. Поезд у нас был «Севастополь-Киев», №28, купейный вагон. Доехали хорошо, благо кондиционеры обеспечили всем пассажирам вагона прохладу, граничащую с холодом, что ночью пришлось укрываться шерстяным одеялом. Собственно-то и рассказывать не о чем.
       В Киев приехали около 9-00, и сразу разделились на две группы. В задачи группы «Папа-Андрей» входило поиск агентства, забор авиабилетов, доплата за них, бронирование автомобиля, который должен был ждать нас в аэропорту, покупка медицинских страховок и, что важно, посещение посольства Сербии с целью оформления въездных виз в эту страну.
Перед группой «Мама-Славик» стояла задача подать пакет документов в приемные комиссии тех киевских ВУЗов, учиться в которых претендует Вячеслав. Кроме того, в общие задачи входило приобретение необходимого для поездки экипировка: тапочки для Андрея, кроссовки для Славика и мамы.
       Не буду сильно подробно останавливаться на киевском этапе нашего путешествия, сообщу лишь, что все задачи, кроме получения сербских виз, были успешно решены. Вечер добивали в прогулке по центру Киева, откуда вернулись на ж/д вокзал и, забрав вещи из камеры хранения, двинулись в аэропорт «Борисполь», где нам предстояло провести ночь до 4-00 утра. Регистрация и посадка каких-то особенных моментов не вызвали и слава Богу.

День первый.
        Летели на Аэрбусе А-320 авиакомпании «Донбассаэро», хотя везде значилось, что рейс выполняет авиакомпания «Роза ветров». Самолёт оказался очень красив, был окрашен в ярко оранжевый цвет с чёрными элементами, словно болельщик футбольного клуба «Шахтёр», Донецк. Видимо, это новый корпоративный стиль самолётов этой авиакомпании. Предположу, что она, как и многое из крупного и хорошего в Донецке, принадлежит Ринату Ахметову. Молодец, Ринат!:)
       Взлёт и перелет были «на высоте», кормили в полёте хорошо. Посадка была из разряда «высший класс», т.к. тиватский аэропорт (или, как его именуют в Черногории – Аэродром «Тиват») имеет, как мне показалось, короткую ВПП, да и окружён он лесистыми горами со всех сторон. Мне было не видно посадочную полосу и с моего места казалось, что мы садимся прямо на лес. В общем, за перелёт авиакомпании ставим твердые «пять баллов».
       Вышли из самолёта, прошли по бетонному полотну в здание аэропорта (или аэродрома?), где нас быстро «обилетили» отметками в загранпаспортах. Таким образом были «распечатаны» новенькие загранпаспорта Славика и Андрея. Получили свои багаж и вышли в зону встреч-проводов, где предстояло найти конторку проката автомобилей AVIS. Сделать это оказалось не сложно. Дождались 8-00, того времени, с которого она должна была начать работать, согласно таблички «Часы работы». Памятуя рассказы о черногорцах, как о ленивых и не пунктуальных людях, приготовились к тому, что возможно нужно будет подождать. Но то ли за счёт иностранного происхождения агентства, то ли за счёт высоких личных качеств некоторых черногорцев (а скорее за счёт того и другого) к 8-00 подошёл молодой парень и начал нами заниматься: сказал, что знает про заказ, что ваучер наш оплачен, что есть 2 автомобиля на выбор. Мы заказали через сайт прокат Opel Corsa или аналогичный (т.к. сайт даёт выбор только класса автомобиля, а не конкретную модель). Выбранный нами класс авто назывался «С» - компактный автомобиль с 4-5 дверями. В качестве его аналога нас ожидал WV Polo 1,2 механика 5 дверей.
        Но любезный сотрудник сообщил, что мы можем выбрать автомобиль классом выше без доплаты (!!!), а именно имеющийся в данный момент седан Opel Astra 1,6 механика. Он и по мощнее будет, что важно в условиях нашего маршрута по Балканам в четвером, и значительно комфортнее для задних пассажиров. Плюс – большой багажник. Правда, надо отдать должное WV Polo, багажник которого тоже впечатлил (в отличии мест для ног задних пассажиров). Маленький минус у Astra – он был черного цвета. Но выбор наш был, безусловно, за Астрой, которая оказалось новым авто с пробегом всего 6 тыс км. Современный дизайн передней панели очень порадовал меня как водителя, а «новьё», исходящее от авто, приятно порадовало всех. На намытой, новой машинке с словенскими номерами мы выехали со стоянки аэродрома «Тиват».
           Я направил наш дружный экипаж в сторону знаменитой Будванской ривьеры, и вот уже через 20 минут и 19 км пути перед нами простёрлись красивейшие пейзажи побережья Адриатического моря! Восторг, улыбки моей семьи – вот маленький аванс моим стремлениям «влюбить» в Черногорию супругу Танюшу…
           Ещё 1 км пути и мы въезжаем в Будву. Я оставляю Таню и сыновей в условном месте на пляже загорать, купаться и спать, а сам отправляюсь на поиски ночлега. Приняв во внимание пожелание Тани жить «где-нибудь повыше с видом на бухту, город и море» я отправляюсь в поиски. Будва отпадает сразу. Во-первых, самый популярный город-курорт переполнен туристами. Цены высокие, предложение не превышает спрос. Во-вторых, Будва - маленький город и даже самые окраинные районы (точнее сказать, улицы, т.к. я думаю в Будве нет районов – этот город у нас бы потянул максимум на звание пгт) не возвышаются над морем и вида из них нет. Этажность низкая, максимум дома в 4-5 этажей. Поэтому я поехал за искомым жильём в горы. Заехал аж в такую даль, как посёлок Марковичи. Посёлок сугубо курортный, множество вилл и коттедже, которые заполнены туристами. Хозяев не найти, спросить про свободное жильё просто не у кого. Но если вам что-то нужно узнать, направляйтесь скорее в кафе (по-местному, в «кафан»). Там вы непременно обнаружите группку черногорских мужчин, обсуждающих за чашечкой кофе (или пива, или раки) с утра до вечера какие-то, наверно очень важные, вопросы. Именно к такому местному кафану я и подъехал. Их было шестеро. На мой вопрос на ломаном сербском «Имаэте со’бэ?” они оживились, переговорили меж собой. Затем встаёт один мужик, помятый, прокуренный и с трудом стоящий на ногах и заявляет громко и уверенно остальным своим «коллегам» что-то типа «Я покажу!». Садимся, едем. Сербские слова он чередует с английскими, пытаясь объяснить в узких улочках куда поворачивать. А несёт от него так, что мама не горюй. Особенно изо рта. Стало жалко новенькую Астрочку. Приехали. Выходим. Вижу перед собой большой хоздвор: беспорядок, хлам, строиматериалы, стройинструменты, несколько стареньких авто. Большой, трёх или четырёхэтажный гостевой дом. Номеров (точнее – койко-мест) достаточно, что бы разместить небольшой автобус с туристами. Но убогонько как-то в тех номерах. Правда, есть и достоинства: вид на бухту, море, а вокруг лиственный густой черногорский лес. Благодарю. Обещаю подумать. Едем смотреть дальше.
          Подъезжаем к красивому трехэтажному дому, большой двор, сад, везде цветы, ухоженные дорожки, террасы (все дома на крутых склонах, поэтому ровных дворов нет, террасы как и дома стоят ступенями). Приветливая бабушка ведет показывать комнаты (сдавался весь третий этаж), все настолько красиво и здорово, как в сказке. Выходит хозяин. «Цена, сколько стоит?», спрашиваю в нетерпении. Задумался. «На сколько ночей?». Отвечаю: «На одну… Нет, на две!». Сморщился мой отельер, скривил гримасу разочарования. Бельё постирать, погладить, номера убрать – все это очень сложно и хлопотно, что меньше чем на неделю он нас не поселит. Пусть оно лучше пустое стоит… И никакие мои уговоры, что мол я поеду и куплю свое бельё и их бельем пользоваться не буду его не переубедили. Мужичёк хоть и хиленького телосложения был, но оказался непрошибаемым. Что ж, задача поселиться оказалась не такая уж и простая. Разочаровавшись во мне мой проводник дал понять, что на этом его познания про места поселения в Марковичах исчерпаны и он хотел бы оказаться там, откуда я его забрал. Пришлось возвращаться в Будву.
         Между Будвой и Бечичами есть поворот в горы, трасса на Подгорицу. Собственно эти Марковичи – энный пункт по этой трассе. Над Бечичами мной были обнаружены дома палубного типа с явными признаками строительства для сдачи жилья туристам. Подъехав, я понял, что не ошибался. В первом доме хозяйка, развешивающая белье, готова с радостью нас принять. Услышав, что нам на одну ночь, она нисколько не расстроилась: «4 особы – 40 евро за ночь». Но для того, что бы подъехать к ее дому мне пришлось преодолеть такой крутой подъем, в который моя Астра не тянула меня одного даже на первой передаче. Как же мы заедем сюда вчетвером? Пошёл искать счастья в аналогичных домах, построенных ниже. И вот удача – хозяйка, её звали Вера, охотно берёт нас в свой четырехместный собе, при условии, что мы уедем завтра не позже 9-00. Цена – 30 евро за всех. Ура, мы поселились. Еду забирать сгорающую под будванским солнцем Танюшу и дорвавшихся до моря сыновей. Как выяснилось, очень своевременно, т.к. наша мама уже стала плавиться под одиннадцатичасовым черногорским солнышком, промедление на час могло обернуться тем, что забирать пришлось бы не покрасневшую европиоидку, а жаренную котлетку.:)
Поселение, а особенно приём душа, принесло всем радость и кайф. Даже не думая о чувстве голода, все кроме Славика, повалились спать. И спали, спали, спали… Ещё бы, давали о себе знать беготня по Киеву и бессонная ночь в аэропорту… После сна нас ждал обед: привезённая из Украины сыровяленая колбаса и много-много сладкого чая, приготовленного на предоставленной в наше распоряжение кухоньки. Кстати, чай в пакетиках, пачка заварного кофе (по черногорским понятиям куда же без него?), сахар, вся посуда, шампунь и прочее – всем этим нам полагалось свободно пользоваться, так объяснила нам Вера. Интересно, когда в Украине селишься в частный сектор, то тебе тоже кладут в комнату сахар, чай и кофе?
Удовлетворив наконец свои потребности в отдыхе и еде, мы часов в 6 часов вечера поехали погружаться в атмосферу будванской ривьеры. Для начала я отвёз всех на знакомые мне смотровые площадки, с которых мы смогли отлично рассмотреть и Будву и Бечичи с высоты птичьего полёта. Бечичи отличаются от Будвы наличием нескольких больших и известных отелей, таких как Ибериостар и Сплендид. Как мне кажется, в Бечичах отели доминируют и занимают большую часть посёлка, в отличии от Будвы, где процветает частный сектор и минигостиницы. На мысе, на окраине Бечичей, по соседству с Ибериостаротелем, строится комплекс вилл и большой отель, известный под именем Астра Монтенегро. Именно рядом с этим грандиозной стройкой мы и припарковались. Далее, следуя в общем потоке отдыхающих, направляющихся из Бечичей в Будву, мы открыли для себя интересную тропу вдоль моря. Тропа, а точнее будет сказать ухоженная, добротная пешеходная дорога (одно бетонное покрытие чего стоит – дорога отлита из бетона, который покрыт неким составом, делающий этот бетон гладким и красивым) огорожена от обрыва металлическими перилами. К морю спуститься не возможно – очень крутые обрывы, нагромождения камней и прочие непреодолимые преграды. Непреодолимы для всех, но не для нашего маленького семейного отряда исследователей Адриатики. Минута оценивания ситуации, и вот мы уже аккуратно скарабкиваемся к морю по этому крутому скалистому склону. Эксклюзивное, недоступное для всех прочих место купания – это награда за нашу смелость и сноровку. Оставив вещи плывём к мысу, который когда-то использовался для швартовки и отлит из бетона. Все давно заброшено, но удобно для неспешного времяпрепровождения и уединенного (что само по себе не сопоставимо с местом Будва) отдыха. В скалах когда-то был оборудован ресторанчик, о котором сегодня напоминают только проржавевшая вывеска и несколько останков камышёвых бунгало. Я шучу: «Ну вот, сегодня я вас сводил в ресторан…». Вечереет, солнце садится за горы, и мы решаем сделать вылазку в ночную Будву. Возвращаемся домой для купания и переодевания и выезжаем смотреть ночную жизнь Будвы, куда, как мы видели, направлялись сотни туристов из Бечичей и откуда уже так задорно и призывно раздаются раскаты громкой дискотечной музыки. При выезде с нашей трассы на основную трассу «Будва-Бар» попадаем в пробку. Если бы не два местных дорожных полицейских, которые занимались ручной регулировкой потоков автомобилей, стоять нам в ожидании выезда на главную не один час. Благодарим местную дорожную полицию, которая занимается тем, чем собственно и должна заниматься. В Будве, учитывая, насколько она забита автомобилями, решаем не останавливаться, а направляемся прямиком в ближайший супермаркет за продуктами: всем очень хочется поскорее отведать местных молочных продуктов, минералки и прочего, прочего, прочего. Я и сам, признаюсь, уже давно помышлял о бутылочке холодненького «Никшичко» (самая известная и распространённая (может потому что единственная?) марка черногорского пива).
              Первый супермаркет с гордой надписью CASH&CARY встречаем справа от трассы «Будва-Тиват». В огромном зале пустовато, мало и полок с товарами и посетителей. Покупаем все необходимые нам продукты и становимся в очередь в единственную работающую кассу. Я обращаю внимание на незаполненость магазина товарами, на бардак с выкладкой и ценниками, на скудность ассортимента. И это при таких то возможностях! Выражаю свою амбициозную мысль, что «мы бы порвали этот супермаркет, если бы…»
Решаем ехать дальше, посмотреть ночной Котор. Котор – это самый замечательный и удивительный город Черногории. Старый город прекрасно сохранился со времён средневековья. Бродим по узким улочкам, осматриваем подсвеченные крепостные стены, Таня вспоминает Италию…
 На главной площади смотрим концерт детских коллективов. Как же здорово! Искренне радуемся за детей, за этот город, за местные власти все это организовавшие… Выходим из Старого города и прогуливаемся вдоль причала, где пришвартовано 20-30 огромных, богатых и невообразимо роскошных яхт. Одна краше другой. На одной из яхт видим вертолётную площадку со стоящем на яхте вертолётом.
Облизываемся, глотаем слюни и идём к нашей Астре, т.к. уже 23-00 и пора ехать ночевать. Ночь прошла великолепно, только под утро был слышен шум проезжающих авто…
День 2.
Встали в 8 часов, что бы к 9 покинуть наше комфортное жилье. Позавтракали плотно, упаковались и выехали в сторону посёлка Святой Стефан. Эти места мне были хорошо знакомы с прошлогоднего путешествия по Черногории...         (продолжение следует...)

Эти места мне были хорошо знакомы с прошлогоднего путешествия по Черногории, поэтому я без труда нашёл автокемпинг, где мы решили провести следующую ночь. Разбив лагерь (проще говоря, припарковав авто и натянув палатку), мы перекусили и пошли на знаменитый святостефановский пляж. Я с сыновьями решил доплыть до каменного острова, находящегося в самом центре бухты. Доплыв, мы обнаружили, что каменный остров не так уж и неприступен, как казалось с берега. Мы влезли на него, мои ребята даже нашли удобное место для ныряния. Нанырявшись, мы решаем оплыть его вокруг. Остров оказывается намного шире, чем я ожидал. С обратной его стороны нас ожидало холодная вода и значительное волнение. Сделав круг, с нетерпением возвращаемся в исходную точку… Вернувшись на берег находим нашу загорающую маму. Жарко. Солнце подходит к зениту. Все красные, загоревшие. Решаем, пока не поздно, вернуться в наш лагерь… Полуденный дрем в палатке (даже не в палатке, а в её внутренней сетчатой части, без верхнего основного слоя) прошёл в сплошном поту. Порывы ветерка воспринимаются как высшее наслаждение… После обеда решаем идти к ближайшему пляжу, который безусловно должен быть где-то рядом с кемпингом. К пляжу (так мы решили, т.к. больше не к чему) ведёт роскошная асфальтированная дорога. Пляж оказывается «дикий», т.е. созданный матерью-природой. Соответственно и люди пытаются здесь быть ближе к природе, т.е. лежат в чём мать-природа родила. Что ж, пора, наверное, моим пацанам увидеть, как выглядит в живую женская грудь.   Плаваем вдоль длинной береговой полосы, заплываем за мыс, видим там ещё несколько уединённых маленьких бухточек, в каждой из которых встречаются небольшие группки людей, по 2-4 человека, не более. Вот что такое «уединение»…
                  Возвращаемся домой все почти сгоревшие. Холодный душ в интернациональной компании (в кемпинге проживают немцы, литовцы, поляки и др.) открывает второе дыхание. Нельзя терять ни одного вечера и я тяну всю семью в Милочер, показать живописную горную тропку от Св.Стефана в Милочер, через пляж Короля, пляж Королевы, сам отель и парк при нём… Все в полном восторге (во всяком случае мне так показалось). Решаю идти дальше известных мне мест и не зря. Случайно выходим в маленький посёлочек-бухту Пржно. Видимо, это была когда-то маленькая, забытая Богом рыбацкая деревушка с одним рядом домов вдоль моря. Нынче же это презентабельная, с особым шармом место гастрономических изысков любителей рыбной кухни. Свежевыловленная рыба готовится в нескольких ресторанах, столики которых выставлены прям на единственную прибрежную дорожку. Поэтому все транзитно прогуливающиеся, а их, я думаю совсем мало (возможно мы одни такие), вынуждены просачиваться сквозь установленные повсюду столики… Возвращаемся в лагерь и располагаемся на ночлег: я с Таней в палатке, Андрей в спальнике прямо под открытым небом, а Славик выбирает ночлег в машине… Под утро наконец становится. Светает… Мы зовём в палатку Андрюшку, который жалуется на активность местных насекомых, мешающих ему спать. Позже, когда все встали, обнаруживаем муравейник на том месте, где спал Андрей… Легкий завтрак и в путь – нас ждёт Милочер с его монархическими пляжами. Тане не терпится увидеть все вчерашние красоты при дневном свете и с фотоаппаратом в руках!
День четвёртый. Цетинья и Ловчен.
            Как же здорово мы выспались! Тишина, изредка нарушаемая криками петухов. Ночью в горах температура падает сильно, но все равно было не холодно. Утро принесло желанную прохладу и сон в этой прохладе стал ещё слаще. А бабушкины диваны с перинами оказались значительно мягче автокемпинговой землицы, застеленной травкой. Короче говоря, все выспались и восстановили свои силы. Сегодня Петровдан, т.е. День св. Петра и Павла, очень почитаемый в народе. А это означает, что в Цетинье нас ждут народные празднества. Цетинье – это столица Черногории, хотя об этом мало кто знает, ошибочно считая столицей Подгорицу. А Подгорица всего лишь «главный город» Черногории, где находится Правительство во главе с премьер-министром. В Цетинье же расположена резиденция Президента, Парламент (Скупщина) и большинство посольств иностранных государств.
Цетинье. В здании бывшего парламента
располагается  Национальный исторический музей.

Цетинья так же культурная столица Черногории. Мы проходили мимо больших старинных зданий консерватории, театров. Здесь же, в Цетинье, находится религиозный центр Черногории, а точнее, даже два центра – Черногорской Православной церкви и Сербско-Черногорской православной церкви. Меж этими церквями, как это не печально, ведётся борьба за собственность, а именно за монастырь, находящийся в Цетинье. Поэтому в тени многовековых деревьев под монастырской стеной мы случайно заметили не менее 10 Rang Rover Deefainder с крепкими ребятами в доспехах, похожих на наш СОБР. К счастью, никакой напряженности и тем более противостояния верующих мы не увидели.
Если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть трёх
вооруженных спецназовцев, охраняющих святыню от захвата

В церковь при монастыре войти не представлялось возможным по причине огромного числа местных верующих, поэтому наблидали за службой, стоя перед входом в монастырь, в сени деревьев, в гущи прочих черногорцев, не попавших внутрь. Мы отметили очень скромное убранство церкви.

Пошли гулять по центру Цетиньи. Удалось сфотографировать молодых людей в национальных одеждах, спешивших, наверное, переодеться после данного представления. Издали было слышно музыку, и мы пошли туда, откуда она раздавалась. Оказывается, сегодня на площади проходит ежегодный фестиваль мёда, организованный местной, цетинской, общиной пчеловодов. Ряды пасечнеков, пирамиды банок с мёдом, батареи бутылок с вином, ракией, пчеловодный инвентарь, ульи. Ярмарка! Все тебя зазывают, угощают мёдом. Тут же кто-то из пчеловодов даёт интервью, снимают несколько телекамер. Но что впечатлило более всего, так это четыре военных вертолёта, показывающих различные фигуры пилотажа, перестроений и летающих достаточно близко к земле. Как нам объяснили – это «промоция фестиваля, маркетинг (маркетинг в переводе – реклама)».
Тут же, в переулке, обнаруживаем вход на местный городской рынок. Накупаем нектаринов, персиков и тут же их благополучно начинаем есть… Идем по городу в поиске больницу, так как у Андрея распух мизинец, видимо укусила оса. Находим городскую больницу (с поликлиникой и скорой помощью), в регистратуре направляют к доктору. Доктор осматривает, выписывает рецепт… Продолжаем гуляния по Цетинье. Город маленький, какой-то близкий и понятный, я бы даже сказал, родной. Все соглашаются со мной, что здесь душевно. По городу много пекарен, они называются по-черногорски «Пекара». В одной из таких пекарен, в Пекаре «Центар», на наш взгляд в лучшей из перкарен, т.к. стоит очередь местных и предлагается очень большой ассортимент, на радостях нагребаем два пакета свежевыпеченных булочек, хлеба, круассанов, вишнёвых слоек, а так же берём 2 лита местного йогурта. Возвращаемся на рынок, где за покупаем помидоры. На 1 евро нам бабулька-торговка отваливает их более килограмма и ещё 1 большой с улыбкой дарит. Покупаем у неё же ещё и болгарский перец (сладкий паприк) и идём назад на площадь, туда где ярмарка мёда. На ярмарке тоже оставляем немного денег – у миловидной женщины с двумя дочерьми и сыном покупаем баночку мёда за 5 евро. Теперь у нас есть вкуснейший обед. Едем в национальный парк «Ловчен», что начинается сразу за Цетиньей искать тенистое место для остановки и обеда…

День пятый. Доброта
В это утро мы проспали. Утренняя тишина Горного Цеклина изредка нарушалось боем бабушкиных часов. Поню, насчитал семь ударов. «Значит можно ещё часок поспать», но на самом деле спалось в горной прохладе и тишине так сладко, что когда проснулся, выяснилось, что уже 9-45. Стало понятно, что в Котор мы попадём в самую жару. Умылись, позавтракали. Ковалька уехала в 10 часов в Подгорицу, оставив на нас свой дом. Впрочем, это нас уже нисколько не удивило. «Комната вас будет ждать, возвращайтесь когда надумаете, постели не убирайте» - напутствовала она на прощание. Убрав за собой со стола мы погрузились и поехали в Котор ставшей нам уже хорошо знакомой дорогой. Вот Марковичи, не сдавшиеся нам, вот наш первый собэ над Бечичами, вот Будва с молодыми людьми, показывающими всем проезжающим авто таблички «Собе. Апартмани». Затем дорога на Тиват, деревня с поэтическим названием Шишичи, хороший супермаркет Макси, на стоянке которого Таня отсняла сюжет с заходом на посадку большого авиалайнера компании «Трансаэро». Его посадка привела нас в восторг, т.к. казалось, что он сейчас сядет на автостраду. Так низко садящиеся самолёты я еще не видел. Затем проехали Котор с целью поселится где-то на побережье Боко-Которского залива. Проезжая по посёлку с душевным названием Доброта, по левую сторону от трассы, ближе к морскому побережью, заметили сплошную череду сдаваемого жилья. Да только сплошная полоса не позволяла нам тут же свернуть и начать осмотр предлагаемого. Пришлось ехать дальше и дальше в поисках удобного случая. Но, как выяснилось, все это было к лучшему. Оставив семью в машине, я пошёл узнавать про поселение. Захожу в первый дом, приветствую обедающих хозяев. «Имаэте собэ для мэнэ?» - «Колько особ?» - «Чтре особы» - «Нет, нэ маэм». Потом, посовещавшись, показывают мне первый этаж своего дома, а в нём гостиная с кожаной мебелью (диваном и креслами), кухонный уголок, роскошное просторное купатило (долгожданное), и спальня с большой двуспальной кроватью. «Имаэмо собэ на три особы». Отвечаю, что нет проблем, что у нас есть сальные мешки и дети любят спать на полу. Зову Танюшу и детей, показываю – все в восторге. Говорю приятноулыбающейся хозяйке: «Нас устраивает». Она спрашивает: «Коко дана?». Ну всё, думаю, сейчас узнает, что нам на один день и передумает. Отвечаю: «Една дана». Хорошо, пожалуйста, живите. Перевожу дух…
Мы заселяемся в рально пятизвёздночные апартаменты, с зелёной, аккуратно выстриженной лужайкой перед входом, выложенной камнем террасой, садиком с лимонными деревьями и увитым виноградом забором. В двадцати метрах (не преувеличиваю) плещется Адриатическое море. Бросаем вещи, наспех убираем продукты в холодильник и бежим по ступенькам к морю. Вау!!! Увиденное превосходит все наши ожидания. Чистейшая вода, небольшие пирсы делят побережье на маленькие сектора. Пляж от этого кажется персональным, индивидуальным. Пацаны начинают нырять, они очень рады этим пирсикам и лестницам. Шумят, выражая восторг. Одёргиваем их. Все вокруг размеренное, неторопливое и тихое. И очень, очень компактное.
Людей мало. С нами наш пляж делят ещё четыре человека, видимо мамы с дочерями лет 14. Науськиваем наших мальчиков пойти познакомится. Слева, на соседнем пирсике, плещутся в море ещё четыре девчушки, лет от 10 до 16-ти. Возможно, итальянки. Мальчишки ныряют на все лады – с места, с разбега, передом, задом, всеми стилями и способами. Может быть их мастерство будет оценено представительницами дружественных стран.
Таня снимает на фото, на видео окружающую нас красоту: деревья, горы, залив, пляж, рыбок, домики, сыновей… Я в это время лежу на пирсе на шезлонге под сосной, защищающей меня  от жаркого полуденного солнца. Накупавшись, нанырявшись, назагаравшись идём к себе в свою поистине королевскую резиденцию принять душ и отдохнуть в прохладе нашего нового жилища. Предложение задержаться здесь на несколько дней находит бурное одобрение у всех членов семьи.
Решено, побалуем себя Адриатикой и роскошным бытом ещё несколько дней. Албания с Македонией, кажется, накрываются медным тазом, а вся остальная Черногория с Хорватией подождут…

В полуденный сонцепёк отсыпаемся, а вечером выдвигаемся в променад вдоль Бока-Которского залива по посёлку Доброта в сторону Котора. Фотографируем дома, дворики, фотографируемся на фонах залива, скал, цветов и причалов. Доходим до центра Доброты, где обнаруживаем рынок и супермаркет. Навьюченные персиками, нектаринами, яблоками, выпечкой из местной пекарни и молочными продуктами возвращаемся в свою обитель. Первый день в Доброте подходит к концу. Купаемся и ложимся спать, потому что завтра решено вставать в 6 утра, чтобы по утренней прохладе совершить восхождение на которскую крепость.
День шестой. Котор.
Славик поднял нас в 4 утра вместо шести. На улице было еще темно. Быстро сообразили, что это ошибка – Славик не перевел часы на местное время и не правильно выставил будильник. Досыпаем до шести. Но Славик не слышит будильник и мы благополучно просыпаем. Спешим в Котор, т.к. совершенно нет желания взбираться высоко в гору по солнцепёку. Выясняется, что мы не одни хотим сделать восхождение по прохладе. Вместе с нами пыхтят и потеют еще не меньше 15-20 иностранцев: итальянцы, англоязычные, и даже трое японцев…

По сравнению с прошлым годом виден значительные ремонт: отремонтировали много ступеней, достроили стенки, предохраняющие туристов от опасностей. Как видно, три евро с каждого туриста действительно идут на содержание этого туристического объекта. По пути вниз видим дыру в стене с обозначением туристической тропы. Ныряем в дыру и выходим за крепостную стену к старинной полуразрушенной церквушке. Осматриваем все вокруг. Здесь же проложена древняя дорога, которая сегодня является туристической тропой «Котор-Ловчен». «А в Ловчен махнуть слабо?», шучу я. Вижу испуг на лицах детей, значит, шутка удалась. Спускаемся в Котор по этой дороге. Она длиннее, чем спуск внутри крепости, и к водоканалу Котора мы спускаемся несколько дольше, чем поднимались по крепостным ступенькам. Возвращаемся домой и спешим на наш уютненький пляжик, по которому мы уже успели соскучиться. День добиваем в купании и сне. Вечером, когда спадает жара и солнце садится за окружающие горы, идем пешком в Котор. Старый город оказывается совершенно не далеко от центра Доброты. Но все равно от дома это не менее 3 км. Всего за вечер наматываем не менее 6 км. Хороший променад перед сном. Все так, как я и обещал: «Будем мало кушать и много двигаться». На ночь съедаем большое семейное мороженное Нестле и сытые заваливаемся спать, ведь завтра нам опять предстоит вставать в 6 утра – мы едем в Дубровник и Требинье!

День седьмой. Дубровник (я уже выдохся писать записки и перепоручил это творческое занятие старшему сыну Славику, которому 15 лет)
В это утро мы не проспали. Встали в 6 утра, а 7-15 уже двигались в сторону границы с Хорватией. Дорога в Герцег Нови проходит вдоль Боко-Которского залива, видами которого мы наслаждались в течении более чем часа. Герцег Нови ничем замечательным не отличился, разве что наличием паромной переправы на Тиват. Границу с Хорватией прошли быстро, благодаря тому, что было ранее утро. Въехав в Хорватию отметили провинциальность и плохие, в сравнении с Черногорией, дороги. Доехали хорошо остановились на стоянке, которую отметил папа в прошлый приезд. Поставили машину и отправились в старый город. Зрелище стоящее внимание изящные домики и церквушки в средиземноморском стиле поразили всех. По словам папы то сколько было народу в городе это ёще не предел хотя на первый взгляд народу там было как в улие пчел. Ещё нас впечатлила огромная стена нависающая над городом такую поди возьми. На стену мы не стали забираться там платный вход да и жарко там несмотря на то что мы приехали в 8 часов. Правда было одна неудача мы не нашли смотровую площадку рассказами о которой нас впечатлил папа но это нас не огорчило. Погуляв по старому Дубровнику 2 часа мы отправились к машине. Зайдя на парковку мы отправились к аппарату по оплате парковки нам надо было заплатить 30кун и тут нам благоволила удача у папы осталось с прошлого посещения Хорватии 30.3 кун фуххх вздохнул с облегчением папа ещё немного бы и горя бы не набрались пока в город сбегаешь пока банкомат найдешь. Теперь мы отправились на пляж отеля «Dubrovnik Prezident» там мы искупнулись на его пляже да и рассказывать нечего все члены нашей поездки нашли пляж в поселке Доброта куда привлекательней, чище да и тем более народу там много шумно. Собрав вещи, смыв с себя морскую соль мы отправляемся на границу Хорватии и Босней Герцоговиней. По пути туда мы проежали мимо порта Дубровник два лайнера стоявших в порту нас очень впечатлили, а также большой мост каких мы и невидовали толком. Границу хорватов мы проехали без проблем но тут та нс постигла не удача как выяснилось у Украины визовый режим с ней.  Мы не особо расстроились но тут нас стали оформлять по полной программе а тут ещё и очередь на хорватской границе и того мы получили -2 часа времени, подпорченное настроение, несложившийся обед в Требинье и испорченная страница в проездных документах. Так что поездка в Требинье накрылась медным тазом!!! Но и это нас несломило мы поехали обратно в наш маленький рай в Доброте. По пути туда мы заехали в гипермаркет Voli там мы скупились и поехали дальше по намеченному нами пути. Приехав домой мама становиться за плиту и готовит Украинский борщ чтобы угостить хозяев за их гостиприимство. Волей случая наших юных братьев кроликов пригласили на день рождение одной из местных девушек с которой познакомился Андрей. Ну чтож ложимся спать завтра у нас день посивного отдыха и сна.

День восьмой. Пассивный (это уже перехватил эстафету средний сын, т.к. старшего сына хватило на написание заметок про 1 день)
Просыпаемся утром в 10 часов утра и отправляемся на море. По возвращению домой нас ждет ещё один презент от хозяев дома - жареная рыба. Мы решаем наконец преподнести им ответный подарок - украинский борщ, который приготовила мама, это мы и сделали. Закончив все дневные хлопоты мы садимся играть в карты (в покер). Иитог: 1игра 1м - Андрей 2м - Папа 3м - Мама 4м - Славик. По просьбе Славика  устраиваем матч реванш и по итогам его такой же результат, только 1 и 2 место поменялись. Поев дыньки опять отправляемся на море. На море Андрей наловил мидий и придя домой по его наставлениям мама и папа их приготовили и съели. Папа запивал пивом, которое он купил в Хорватии (4 вида). Поздним вечером хозяева пригласили папу и маму на званный ужин из вина и мидий, они охотно пошли, оставив сыновей в комнате, в 5 метрах. Они охотно болтали весь вечер на русско-сербском языке, почти сразу позвали нас к столу, так мы во взрослой компании до глубокой ночи общались, и за полночь уставшие, сытые и счастливые пошли спать.
День девятый - четырнадцатый. Албания, Дурмитор, Подгорица, снова Цетинье и конечно же пассивный отдых на нашем пляжике в Доброте.
Лень окончательно победила меня и я уже не протоколировал наши дальнейшие путешествия. Хорошо, что есть фото и видео материалы, по которым можно будет восстановить остаток отдыха. Правда, не прочувствовал интереса со стороны читателей, поэтому дописывать не буду. Если кому интересно - пишите в отзывах, может соберусь и продолжу описание. И фото выложу, особенно интересно будет тем, кто надумает поехать в Бар, Ульцинь, Албанию. Это конечно ещё то путешествие получилось...

Вот такая прозрачная вода. Берег Боко-Которского залива выложен каменными стенками...

Это я балдею наполовину погрузившись в изумрудную воду Боко-Которского залива, за мной виден "наш" пляж.

Славик ныряет с пирса... Вид не однообразный, как на море, взгляд приятно ложится на горы, посёлок, расположенные на противоположной стороне Боко-Которского залива